Новые технологии делают доступным более высокое качество изображения, что позволяет решать задачи не только лучше, но и большее их количество. Доступность технологий отрывает российским системным интеграторам, покупателям компонентов машинного зрения (камеры, оптика, свет), новые возможности как с традиционными, так и с новыми заказчиками. Конечные пользователи (производство чего-либо) и поставщики систем машинного зрения получают возможность решать задачи, к которым ранее было не подступиться в силу либо технологических, либо (а чаще вместе) бюджетных ограничений. Генеральный директор компании "Витэк-Автоматика" Максим Сорока, постоянный участник и член Совета форума All-over-IP, оценивает перспективы бизнеса в области систем машинного зрения в России.

Максим Сорока, генеральный директор компании "Витэк-Автоматика"
Возглавляет компанию "Витэк-Автоматика", которая с 2015 года является пока единственным от России членом Европейской ассоциации машинного зрения EMVA.

Профессиональные интересы: промышленные системы машинного зрения, использование технологий машинного зрения в новых областях (транспорт, торговля, безопасность). Возможности встраиваемых приложений машинного зрения и новых технологий (нейронные сети, гиперспектральное изображение и пр.). Прикладная робототехника.

С 1995 года успешное развитие российского инженерного бизнеса. Работа на отечественном и глобальных рынках в области высоких технологий. Многолетнее сотрудничество с ведущими мировыми технологическими лидерами.

Что будет двигать вперед продажи и рынок систем машинного зрения в 2019 году?

В мире – это все более тесная интеграция машинного зрения со встраиваемыми платформами в самых разных отраслях – от автомобилей (встраиваемые камеры кругового обзора, помощники водителя: контроль полосы, дорожных знаков, "спящего водителя" в движении и пр.) до производства продуктов питания (контроль качества, организация гибкого производства) и сельского хозяйства (автономные тракторы, комбайны и прочая техника, сортировка). Конечно же системы безопасности и поддержки продаж (вместе, потому как основа у них одна и та же – мониторинг действий человека). Туда же – управление транспортными потоками (ITS). В целом очевиден тренд трансформации отдельных систем машинного зрения в интеллектуальный, функциональный элемент сложных машин, устройств и систем. Отдельная история – дополненная реальность  (AR, Augmented Reality). Тут интеграция машинного зрения уже с человеком. Объект для интеграции мы сложный и капризный, поэтому пока непонятно, когда AR "выстрелит" (в этом году или в следующем), но очевидно, что будет иметь существенное влияние на все области жизнедеятельности человека, поскольку непосредственно влияет на способы получения человеком информации через основной ее источник – глаза. А машинное зрение (скорее компьютерное, но это вопрос терминологии) – тут ключевая технология.

В России (в отличие от мирового рынка, где существенную роль машинное зрение играет в промышленности, ввиду практического отсутствия собственного современного промышленного производства (помимо, пожалуй, сельского хозяйства и оборонки) – будут превалировать задачи контроля на транспорте ("Платон", контроль скорости, контроль доступа по номерам, контроль оплаты на дорогах и пр.); задачи безопасности (безопасный город, безопасность ключевых объектов, где требования отличаются от просто "наличия какой-то камеры с распознаванием лиц", и пр.); и контроль маркировки всего и вся (начиная с фармацевтики, затем алкоголь, потом грядет все остальное). Все это потребуется контролировать на производстве/фасовке/складировании. Вопросы качества продуктов для внутреннего рынка или объемы экспорта в страны, где качество важный параметр, – пока не впечатляют и улучшения не видно. Причин тому нет. Поэтому для внедрения в отечественную промышленность современных систем в принципе и систем машинного зрения в частности пока перспективы очень слабые.

Следует ли разделять тренды в области систем машинного зрения в целом и в сегменте встраиваемых систем (Embedded Vision) в частности?

Я не разделял бы машинное зрение и Embedded Vision. Встраиваемые системы – одно из самых перспективных на сегодня направлений машинного зрения, если угодно – встраиваемое машинное зрение. Никто же не разделяет процессоры, используемые в телефонах и процессоры, используемые в компьютерах и других устройствах: технологии те же самые. Так же и с машинным зрением: математика и физика что в традиционных приложениях, что во встраиваемых используются одни и те же. Форм-фактор другой – это верно, но сути дела это не меняет. Есть задачи захвата изображения, его обработки. При этом по-прежнему нужны оптика, освещение, камеры, коммуникационные интерфейсы, вычислители, программное обеспечение. Во встраиваемых системах имеются свои ограничения в силу дополнительных требований по размеру и потреблению, но это вряд ли может служить основанием для их исключения из класса систем машинного (технического, компьютерного) зрения.

Какое влияние оказывает на рынок систем машинного зрения развитие цифровой экономики?

Основная проблема – трезвая оценка возможностей современных технологий для решения конкретных задач. В силу российской специфики первым опытом применения встраиваемых систем машинного зрения в совокупности с облачными технологиями стали системы безопасности и управления движением. Иные практические примеры появляются, хотя первопроходцы тут те, кто работает на глобальном рынке. Надеюсь, дальше их будет больше. К сожалению, в силу особенностей (перекосов) в отечественной конкурентной среде консервативные (как бы "безопасные", с точки зрения принимающих решения, и более дешевые) системы по-прежнему имеют приоритет. Тем не менее, в силу очевидных преимуществ технологии "прорастают сквозь асфальт" и у нас.

Какие особые задачи или требования вы услышали от заказчиков или партнеров по сбыту на форуме All-over-IP в 2018 году?

В 2018 году на форуме приятно порадовало число интересующихся решениями на базе машинного зрения и то, что мы больше не слышим вопросов из серии "зачем нужны камеры машинного зрения, если IP-камеры дешевле?". Большинство людей понимают разницу.

Какую динамику российского рынка систем машинного зрения вы прогнозируете в 2019 году?

Рост 10–20% в силу повышения доступности технологий и их освоения отечественными инженерами. Для оценки – еще три года назад более или менее приличный комплект для обработки изображения 2 Мпкс (камера с Global shutter сенсором + оптика + вычислитель) стоил порядка 3000 евро. Сейчас он в два раза дешевле. Есть отдельные, еще более вопиющие случаи – про маркировку: 10-мегапиксельная камера Rolling shutter от Basler с 5-мегапиксельной оптикой тоже от Basler (чуть снижает разрешение, но обеспечивает все же вполне достаточное качество) обойдется в 600 евро. О таком три года назад и речи не было.



Другие материалы: